Индейцев Центральной Америки мифология

Индейцев Центральной Америки мифология
сильно отличается от сознания северных соседей. Причиной этого отличия явилась более развитая культура. У индейцев племен (или народностей) майя, ацтеков, тотлтеков, сапотеков и других с начала нашего летоисчисления развиваются государственные образования, вырастающие на основании земледельческой и городской культуры. Единство культуры породило высокую степень тождественности сознания. Различия между мифо-формами возникает в зависимости от стадиальности культуры.

Индейцы Центральной Америки начинают выращивать маис в качестве злака сельскохозяйственной культуры в 5 тыс. до н. э. По различным культовым остаткам этой эпохи реконструирована богиня, которая имела множество функций. В ее персонификациях заключены стихии, небо и земля, рождение и смерть, гром и дождь, богатство и нищета. Вся жизнь древних индейцев была регламентирована культом этой богини, от ее расположения зависела судьба людей.

С увеличением числа социальных технологий и их усложнением, эта единая богиня становится прародительницей пантеона. Появляются богини луны, дождя, деторождения, смерти, кукурузы, какао, войны и другие. Центральная богиня часто изображалась одновременно в трех ипостасях: юности, зрелости и старости. Мужских богов в этот период мало, роль их практически неясна.

В середине 2го тысячелетия до н. э. начинает складываться культ ягуара. Он вытесняет древнюю богиню, превращает ее в подчиненное божество. Иногда от бога-повелителя у нее рождаются дети (близнецы), как правило, люди-ягуары.

Мужской культ становится главным, его основная функция — обретение основного сельскохозяйственного продукта - маиса. Так, главный бог ацтеков Кецалькоаттъ добывает зерна маиса из горы, где они запрятаны. Иногда происходит борьба между старым богом и богом маиса. По мере усложнения культуры появляется необычайно развитый календарь, мифология в значительной мере принимает форму календарной символики. Возникает множество циклов, связанных с различными моментами природных и общественных процессов. Они связываются с божественными сценариями. Например, один из Мексиканских богов изображался с младенцем на руках и символами множества прежних богов на плечах и коленях. Младенец - символ «маисовой» эпохи.

С развитием политических отношений в мифологии начинают закрепляться и опп. Появляются божества власти, правителей, династий и т. д. Получают дальнейшее развитие старые представления, что приводит, иногда, к слиянию древних божеств (птица чгуар). Усиливается пантеон, связанный с загробной жизнью.

У индийцев майя в классический период складывается сложная мифологическая система. Согласно этим воззрениям, вселенная состояла из 13 небес и 9 подземных миров. В центре вселенной стоит древо жизни (древо мировое), которое пронизывает все уровни небес. По краям-сторонам света - стоят четыре других дерева. Красное на Востоке, белое на Севере, Черное на Западе и Желтое на Юге.

Со сторонами света были связаны боги дождя, ветра и держатели неба. Они располагались на деревьях и были включены в цветовую символику. Каждая цветовая «троица» правила своим временем года. Юноша — бог кукурузы, старик - бог неба и владыка мира, бог огня являлись главными богами пантеона. Кроме них — бог охотник, бог-олень, боги-ягуары и т. д.

Главная женская богиня имела лапы хищного зверя, змея выполняла функцию головного убора. Одним из синтетических, сложных богов был Кукулькан. В конце классического периода сложилась традиция человеческих жертвоприношений. Очень своеобразно мифорелигиозная культура была представлена в архитектуре, скульптуре и других формах искусства. Испанцы прервали индейское культурное развитие.




Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. . 1996.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Индейцев Центральной Америки мифология" в других словарях:

  • ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ — До испанского завоевания (16 в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Месоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тара сков, майя и др.) с первых веков до н. э. существовали… …   Энциклопедия мифологии

  • Мифология ацтеков — Содержание 1 Пантеон ацтекских богов 1.1 А 1.2 В 1.3 И 1.4 К …   Википедия

  • Мифология — Ахилл и Аякс, играющие в кости. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530—525 до н. э. Рим. Ватиканские музеи. Что такое мифы? В «школьном» понимании  это прежде всего античные, библейские и… …   Энциклопедия мифологии

  • АЦТЕКОВ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • МАЙЯ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • ОЛЬМЕКОВ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • САПОТЕКОВ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • ТАРАСКОВ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • ТОЛЬТЕКОВ МИФОЛОГИЯ — см. в ст. Индейцев Центральной Америки мифология. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • киче, какчикелей мифология — киче, какчикелей мифология, см. в статье Индейцев Центральной Америки мифология …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»